Абхазская музыка

Жанры абхазской народной песни

Абхазская музыка

Народные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют национальное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Народная музыка абхазов включает трудовые, обрядовые, исторические и бытовые песни, каждые из которых имеют свои жанровые особенности и разновидности. В большинстве абхазских народных песен в качестве постоянного элемента Вы услышите характерный варьирующий рефрен-призыв или рефрен-припев "уарайда", "сиуарайда", "уари-да-ра" (непереводимо).

Доминирующее место в музыкальном фольклоре абхазов занимает героическая тема, которая представлена богаче остальных жанров и пользуется особой любовью в народе. Героические песни абхазов - это величественные и патетичные сказания. Яркие, насыщенные музыкальные формы сопровождаются лаконичным текстом и отличаются большим звуковым объемом. В большинстве случаев они состоят из нескольких фраз, создающих эмоциональный настрой песни, имени героя и эпитетов "афырхаца", "ахаца" ("герой из героев"), которые чередуются с междометиями и рефреном.

Историческая судьба абхазского народа, бесконечные войны с захватчиками воспитали в абхазах чувство патриотического долга и послужили рождению в создании народа образа народного героя "афырхаца", наделенного лучшими качествами, определяющими национальный характер. Самые яркие среди них - песни о нартах, об известных героях Кяхба Хаджарате, Пшкяч-Ипа Манче, Смыр Гудисе и Озбаке "Озбакь".

К героическому жанру относится и ряд охотничьих песен. Непроходимые густые леса, неприступные скалы, каменистые ущелья, бурные потоки рек, головокружительной высоты водопады способствовали воспитанию выносливости и мужества абхаза-охотника. Поэзия гор и стихия охотничьего быта легли в основу "Песни о скале", которой присуща широта напева и яркость мелодического рисунка, воплощающего в себе героику и драматизм.

Свадебные песни относятся к жанру обрядовых. Обычно они состоят из двух частей, первая из которых - торжественное вступление с характерной мелодией декламационного характера, а вторая - мелодическая попевка с пульсирующим, энергичным ритмом. Центральным эпизодом абхазской свадьбы являются привод невесты в дом жениха и свадебное пиршество ("ачара"), во время которого и исполняется "Свадебная плясовая".

Плясовые песни также относятся к жанру обрядовых. В современных абхазских танцах доминируют темпераментные мужские пляски и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной. В настоящее время их танцуют преимущественно под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. К танцевальному жанру относится и ряд шуточных песен, таких как "Наныкяра".

По материалам книги проф. М.М.Хашба
"Жанры абхазской народной песни". Сухум, 1983г.

Читать далее: Музыкальный фольклор